Инструмент-оружие
Забыли свой пароль?

Статьи



ОТ АЭРОСАНЕЙ К СНЕГОХОДУ

12.11.2013

Снегоход, пожалуй, один из самых экстремальных и захватывающих транспортных средств, придуманных человеком. Сегодня рынок предлагает варианты от размеренного тягача до реактивного спортсмена. Производятся снегоходная техника большей частью заграницей. Однако есть и отечественные представители. Занятно, что снегоход, как транспортное средство, популярный во всем мире, обязан своему появлению самой заснеженной и огромной стране в мире – России. В этом году исполнилось ровно 110 лет со дня рождения самого первого прототипа снегохода – снежных аэросаней. Вообще вся история этого вида транспорта тесно связана с нашей страной. Можно смело говорить о том, что снегоход придуман и делается благодаря России.

Все помнят про две вечные проблемы нашей многострадальной родины и глобальную катастрофу, когда одна беда начинает ремонтировать другую. Летом не проехать из-за распутицы, зимой из-за снежных заносов. Наверно поэтому у нас так популярны различные внедорожники и, конечно же, снегоходы. Добраться из точки А в точку Б достаточно просто в том случае, если это задача из школьного учебника. В условиях российской действительности это, иногда практически невозможно. Снегоход побеждает подобные условности. Его создание и усовершенствование - это не работа одного человека, а невообразимая параллель развития авиации и авто-мостостроения. Посмотрим, с чего же все начиналось...

ЛЫЖНЫЙ АВТОМОБИЛЬ СТОЯЛ НА ВООРУЖЕНИИ КРАСНОЙ АРМИИ.

В далеком 1903 году московский инженер С. С. Неждановский установил двигатель внутреннего сгорания на сани. В качестве тяги использовался воздушный винт. В популярном на то время журнале «Воздухоплаватель» изобретение «креативно» назвали «санями с воздушным винтом, предназначенные для передвижения по снегу». Буквально через пару лет на московской фабрике «Дукс» под руководством конструктора Докучаева был построен и испытан «лыжный автомобиль Ю. А. Меллера». Впоследствии эта модель была названа аэросанями. Стоит заметить, что изобретение русских инженеров, пусть и с иностранными фамилиями, было бесценно для России с её необъятными просторами.

Аэросани были использованы в советской Красной Армии во время Гражданской и Второй мировой войны. Существует несколько споров по поводу того, следует ли считать аэросани прототипами снегоходов. Ведь в первых моделях не было гусениц. В движение аппарат приводил воздушный винт. Как бы то ни было, идея и конкретное решение – как автоматизировать обуздание бескрайних снежных просторов, принадлежат России. И это бесспорно.

 

ПЕРВЫЙ СНЕГОХОД ROLLS-ROYCE

Немецкий инженер при дворе императора Николая II Адольф Кегресс  первым в истории предложил вариант гусеничного хода. Более того, он же первым и воплотил идею по заказу двора.

Основами для первых гусеничных снегоходов послужили императорские Rolls-Royce и Packard. Кроме того, на новые «рельсы» были поставлены и менее именитые автомобили придворного автопарка. Зимой 1909 года Адольф Кегресс взял за основу автомобиль «Непир», заменил его задние колеса изготовленной из верблюжьей шерсти гусеничной лентой, натянутой на специальные барабаны. А передние колеса оборудовал короткими и широкими лыжами. Производство резиновой ленты вскоре освоит завод «Красный треугольник» в Петербурге. Сложная система балансирных рычагов и катков обеспечивала равномерное давление машины на грунт. 6 февраля 1911 года состоялся первый пробег новой машины Кегресса, его провели рядом с Царским Селом. Автомобиль удачно прошел 12 верст по заснеженной дороге. Зимой 1913 года на испытаниях, организованных Императорским автомобильным обществом, гусеничный «Мерседес» прошел по снегу 1 км за 57,8 секунды.

БЫЛ И БРОНЕСНЕГОХОД

В мае 1914 г. Кегресс получает патент на «автомобильные сани» № 26-751. Его изобретение привлекает внимание владельцев Русско-Балтийского вагонного завода, который приобретает патент Кегресса и на базе производимого ими автомобиля «Руссо-Балт» налаживает изготовление автосаней.

В начале февраля 1914 года завод проводит испытания автосаней в Красном Селе. Зафиксирована скорость 30-35 верст в час (32-38 км/ч). А в феврале автосани Кегресса удавалось разогнать до 56 верст в час (60 км/ч).

27 февраля 1915 года около Зимнего дворца на льду Невы проходят испытания усовершенствованных автосаней Кегресса. Скорость достигает 30-40 км/ч.

В августе 1916-го Адольф Кегресс представил первый в мире полугусеничный бронеавтомобиль. Пройдя испытания на проходимость, он был вскоре принят на вооружение. Со временем в военных целях «систему Кегресса» пробуют установить на мотоцикл. Так рождается первый снегоход в том виде, к которому мы все привыкли. Позднее он вернется к нам из-за рубежа.

Карл Элиасон из Сейнер разработал прототип современного снегохода в 1924 году. Аппарат был оснащен двигателем водяного охлаждения и обладал мощностью 2,5 л. с.  В 1927 году Карл Элиасон запатентовал 40 снегоходов. Получив заказ из Финляндии на 200 штук, он продал свой патент компании FWD Клинтонвилла. Они выпустили 300 снегоходов для использования в военных целях, а затем этот патент был переведен канадской дочерней компании.