Инструмент-оружие
Инструмент-оружие
Забыли свой пароль?

Статьи



Мойки высокого давления: история появления

16.01.2012

       Сегодня сочетание слов «мойка высокого давления»  уже никого не удивляет. Оно стало обиходным, привычным, естественным. Между тем, история этого изобретения не  так уж стара. 

       В технике довольно часто случается, что название какого-то устройства так нерасторжимо срастается с его функциональным предназначением, что потом автоматически переносится на все подобные приборы, кто бы их ни производил и как бы ни называл. Далеко ходить за примерами не надо. Мы говорим «ксерокс» - и подразумеваем копировальные аппараты; мы  говорим «кемпи» - и имеем в виду сварочные полуавтоматы, А когда  произносим «керхер» - ни у кого не возникает сомнения, что речь идет о мойке высокого давления.

        На российском рынке сегодня можно встретить предложения от производителей моек высокого давления из Германии, Италии, Швеции и Китая. Однако законодателем моды в этом секторе  уже многие годы  остается немецкая фирма  KARCHER. Ее основатель Альфред Керхер получил патент на свое изобретение довольно поздно, когда ему было уже под 50 лет. И воплощения своей идеи так и не увидел, поскольку умер в 1959 году.  Его дело, как это нередко бывает, продолжила жена.  И  в 1984 году свет увидела первая модель аппарата для очистки водой под высоким давлением – переносной прибор HD-555. С этого, собственно, и начинается победное шествие автомоек KARCHER. А вслед за ними – и других, от иных производителей.

        А, собственно, что же это такое – мойка высокого давления? В чем смысл этого изобретения?

Начнем, пожалуй, с того, что вспомним: вода – одно  из самых парадоксальных  веществ на земле. Текучая, мягкая, способная принимать форму любого сосуда, она  в то же время совершенно не поддается  сжатию. Если же сжатой под огромным давлением воде дать выход, то струя приобретет  чудовищную силу и станет способна в буквальном смысле слова резать сталь и бетон. Помните слова песни « и даже тоненькую нить не в состояньи  разрубить стальной клинок…»? Так это как раз о воде! Из сказанного понятно: чтобы придать струе  воды необходимую жесткость, воду нужно сжать.  Но  для достижения нужного давления воду приходится сжимать не сразу, однократно, а ступенчато, в два, три, а то и больше приемов, перегоняя  ее из  секции в секцию. В результате на выходе можно получить давление до 1500 бар, а в редких случаях – и до 5000 бар – именно оно и способно придать воде свойства резака по бетону. (Никому не  в обиду напомним: 1 бар – это  0,986  атм).  В автосервисной практике такого рода насосы если и используются, то крайне редко и не для мойки. Обычно для мойки применяют устройства, создающие давление до 200  бар. Сразу оговоримся: высокое давление – штука не такая уж безобидная. Если его применять бездумно, то можно, например, ободрать краску со старого автомобиля или даже разрушить его корпус. 

        Вода – ласковая и добрая субстанция. И это ее свойство часто оказывается предательским. Неопытные мойщики нередко «шутят», получив в руки пистолет – пытаются облить товарища, искупать кошку.  Они забывают, что теперь в их руках оружие. Отрезанные струей воды пальцы и руки, разорванное пополам животное – последствия таких «шалостей».

        Мойки высокого давления (МВД) получили столь широкое распространение в автосервисе по двум основным причинам. Первая – их сравнительная дешевизна. Очень грубо если прикидывать, то по сравнению с портальной мойкой это дешевле раз в двадцать. Вторая причина – удобство. После портальной мойки  любой автомобиль ( в наших условиях)  приходится непременно «домывать», поскольку грязь непременно остается в труднодоступных местах, которых на автомобиле немало. И третья причина – универсальность. Это свойство позволяет одну и ту же мойку использовать в самых разных целях

        Всякая мойка высокого давления состоит  из электрического или бензинового, реже дизельного, двигателя, собственно насоса и фильтров, очищающих воду. Все это объединяется в одном красивом корпусе и дополняется шлангами, разного рода насадками и прочими аксессуарами, расширяющими область применения прибора.  Нередко в агрегат включают систему подогрева воды (обычно до 80 град., однако в некоторых аппаратах вода нагревается и до 150 градусов) и введения в нее моющих средств (детергентов). О двигателе говорить  не приходится – это обычный силовой агрегат, которому все равно, что крутить.  А потому и нареканий двигатели обычно не вызывают: они, как правило, изготавливаются специализированными  фирмами  по общим  высоким  стандартам. Иное дело – насосы. Поскольку МВД  по предназначению делятся на несколько групп - бытовые, полупрофессиональные и профессиональные – то и насосы для этих групп делаются разные. Или наоборот – именно насосы определяют, к какой группе относится мойка. В насосе есть по крайней мере три детали, первостепенно влияющие на его долговечность и надежность: цилиндр (помпа, точнее – ее корпус), поршень и привод. Пластиковые корпуса помп по определению долго работать не могут – агрегаты с  ними имеют ресурс 30…35 часов. А потому такая конструкция характерна  исключительно для аппаратов бытового назначения.  Соответственно, и цена  таких насосов невелика:  от  70 до 150 евро. Цилиндры из силумина несколько долговечнее, они  уже способны проработать до 300 часов. И такие насосы уже применяются  на  некоторых мало загруженных мойках. Но при этом надо иметь в виду, что ремонтировать подобные МВД – себе дороже. Чаще всего тот, кто их покупает, идет на это совершенно сознательно, зная, что насос будет работать до отказа, потом его выбросят и купят новый. Цена такого рода моек – от 200 до 600 евро. Хорошая профессиональная мойка имеет цилиндры из  стали. Она способна  работать непрерывно в течение долгого времени.  И за это, понятно,  надо платить  другие деньги: стоимость таких аппаратов колеблется от 600 до 1500 евро. Хотя верхняя цифра – вовсе не предел. На долговечность прибора, как мы уже отметили, влияет и то, из какого материала сделаны поршни – из  металла,  или металлокерамики.  Не последнюю роль играют  тут  и системы привода. Наиболее распространенный способ передачи движения от двигателя к насосу – так называемая «косая шайба». Это серьезно удешевляет конструкцию. Самые мощные и дорогие МВД имеют привод через коленчатый вал.  Так и надежнее и долговечнее.

         Располагая только что изложенной информацией, можно уже попытаться выбрать для себя  подходящий насос, ориентируясь на срок его службы и на толщину своего кошелька.  Но такой выбор не будет  стопроцентно правильным, поскольку мы пока не рассмотрели характеристики насосов. А к таковым относятся:

  • мощность двигателя

  • расход топлива (если двигатель бензиновый или нагрев воды осуществляется горелкой)

  • вес аппарата

  • комплект аксессуаров

  • расход воды в л/мин

  • создаваемое  насосом давление.

         Обратите внимание, в характеристиках показатель расход воды поставили на последнее место. С чего бы это? А с того, что, оказывается,  вся затея с созданием МВД была вызвана к жизни потребностью… экономить воду! Судите сами: если из водопроводного крана  за час вытекает примерно три – три с половиной тысячи литров воды, то  мойка высокого давления в зависимости  от конструктивных особенностей потребляет  раза в два меньше.  И как раз расход воды – это и есть один из важнейших ее показателей.

         Некоторые фирмы предлагают вроде бы широкий ряд аксессуаров. Но к этому нужно хорошенько присмотреться – а все ли они нужны? Другие же прилагают к МВД  вроде бы меньшее количество насадок и переходников – но уж таких, что ничего лишнего и все по делу. Перечислим наиболее распространенные насадки.

  • «Грязевая фреза» - особая насадка, имеющая выход для боковой струи. Эта тоненькая струйка заставляет  вращаться роторное  сопло высокого давления, что  многократно увеличивает эффективность очистки  наиболее серьезных загрязнений. 

  • Пескоструйная насадка обеспечивает за счет эффекта эжекции подсос песка, а затем струя воды с песком отлично очищает любые поверхности.

  • Эжекторная насадка для откачки загрязненных жидкостей. 

         Как продлить срок службы оборудования? Что приводит к преждевременному его износу? Чем чище входная вода, тем дольше мойка высокого давления проживет! Применяйте фильтры. Срок службы мойки высокого давления напрямую зависит от качества воды. Желательно иметь фильтр грубой и тонкой очистки на входе воды в аппарат. Благо выбор и тех и этих сейчас достаточно хороший. Регулярно проводите профилактические работы по ремонту оборудования. Масло следует менять через первые 30 часов работы аппарата, затем через каждые 100 часов. Масло должно заливаться только рекомендованное фирмой-производителем мойки. Аппарат должен получать необходимое количество воды исходя из его технических характеристик, например, если расход воды аппарата 14 л/мин, а водопровод дает только 12 - больше месяца он не проживет! Применяйте только штатные насадки. Содержите технику в чистоте. Проверьте свою электрическую проводку! Броски напряжения могут привести к сгоранию двигателя (а это 50% стоимости аппарата). А вообще строго следуйте инструкциям производителя по пользованию оборудованием, они написаны не зря! Что такое гарантийный ремонт? Случается и такое, но необходимо четко определять, что есть гарантия, а что есть естественный износ. 

         Пожалуй, закончить этот материал следует некоторыми советами из опыта эксплуатации моек высокого давления. Советуем к этим рекомендациям прислушаться, чтобы не набивать шишек там, где до вас их кто-то уже набил.

Долговечность аппарата в большой мере зависит от чистоты воды. Не поскупитесь, и,  купив дорогой аппарат, потратьтесь еще немного и установите фильтры грубой и тонкой очистки  воды. Проверьте пропускную способность водяной магистрали – она не должна быть ниже расхода воды, указанного в паспорте МВД.  Если воды не будет хватать – мойка быстро выйдет из строя, деньги будут потрачены зря. Никогда не забывайте, что у нас бывают морозы, а при них вода становится льдом. Замерзшая мойка – погибшая мойка. Берегите шланг высокого давления – не перегибайте, на наезжайте на него,  не давайте скручиваться, не таскайте по полу.  Лучше всего подвешивать его на кольцах или на кронштейнах. Некоторые, особо заботливые механики, протаскивают шланги через обычные поливочные подходящего диаметра – это дает неплохой результат. Получается чехол.

         В аппаратах высокого давления есть один важный узел, о котором мы как-то забыли упомянуть. Это перепускной клапан, или байпас (by pass). Он предназначен для того, чтобы мойщик мог кратковременно закрывать подачу воды, не выключая мотор, и давление при этом не разорвало шланг.  Вода в этом случае циркулирует по замкнутому внутреннему кругу. Режим этот считается безопасным. Однако нужно помнить, что в этом случае идет нагрев воды и образование множества пузырьков, которые, попадая на помпу, вызывают явление кавитации, резко сокращающее ресурс насоса. Допустимой можно считать приостановку подачи воды на 30…40 секунд.