Инструмент-оружие
Забыли свой пароль?

Статьи



Немного о мотобуксировщиках и снегоходах

18.10.2011

 Ярославские мотобуксировщики (мотособаки) БАРС (ранее Рекс)

          Отличительной особенностью данного вида мототехники является заднее расположение двигателя. Такая конструкция зарекомендовала себя на практике лучше, чем переднее расположение.

 

 

Данные буксировщики оснащены фарой - это огромный плюс, если учитывать, что световой день в России в зимние месяцы очень короткий, а уличное освещение в городах оставляет желать лучшего, не говоря о глубинке, где в большей степени данная техника и используется.

В линейке есть как длиннобазовая, так и короткобазовая версия буксировщика.

Применение вариаторов и автоматического сцепления на Барсах дает право говорить, что эти буксировщики готовы к преодолению различной снежной преграды. Разница только в глубине такого снежного покрова. Так вариатор позволяет преодолевать глубокую снежную целину, чем не могут похвастать буксировщики с автоматическим сцеплением. Давайте разберемся в чем же разница и принцип работы видов трансмиссий.

Автоматическое сцепление представляет собой набор дисков работающих в картере с маслом (как в любом советском мотоцикле): одни диски связаны с валом двигателя, другие диски связаны с валом привода гусеницы. Такой тип сцепления еще называют фрикционным, т.к. сцепление между двигателем и трансмиссией происходит за счет сил трения, когда диски сильно прижаты друг к другу. За прижатие дисков друг к другу здесь отвечает центробежный прижимной механизм, т.е. та «деталь» которая с увеличением оборотов двигателя начинает сжимать диски, что приводит буксировщик в движение.


 

Пример работы (число оборотов взяты примерно):

1.      Обороты двигателя: 1000об/мин, холостой ход; при этом диски разомкнуты и они скользят между друг другом в масле.

2.      Обороты двигателя повышаются до 1200об/мин: в этот момент начинает работать центробежный прижимной механизм, диски начинают соприкасаться друг с другом, тем самым начинается передача вращения от вала двигателя на вал гусеницы.

3.      После набора 1400об/мин диски уже настолько сильно прижаты друг к другу, что не могут проскальзывать и полностью передают вращение с вала  двигателя на вал гусеницы.

 

Часто встречающийся случай с автоматическим сцеплением, когда «сгорают» диски, есть следствие длительной работы сцепления в промежутке оборотов от 1200об/мин до 1400об/мин.

Производитель рекомендует использовать мотобуксировщики с автоматом на укатанных ровных местах, таких как водоемы, луга, поля без холмов и возвышенностей, с величиной снежного покрова до 50см - это максимум.

 

а – вариатор в разрезе

б – схема работы вариатора

I – пониженная передача

II – повышенная передпча

1 – ведущий шкиф

2 – ведомый шкиф

3 – ремень привода

4 – грузик

5 – пружина

 

Вариатор представляет из себя следующую конструкцию: два шкива, каждый из которых сделан в виде пары конусов, обращенных острыми концами друг к другу; между шкивами зажат клиновый ремень. У вариатора совсем другой принцип работы, при котором не стоит задумываться о трущихся дисках. «Умные» шкивы сами определяют нагрузку, встают в нужной последовательности, при этом изменяется лишь скорость вращения гусеницы, а двигатель будет работать в выгодном для себя режиме высоких оборотов, что недостижимо с использованием автоматического сцепления. Получается простая система – «завел, дал газ, поехал, встречаем препятствие, спокойно едем дальше».

На буксировщиках БАРС устанавливаются вариаторы двух типов: это «Барс» и «Буран».

«Барс» - вариаторы, разработанные специально для мотобуксировщиков, они значительно проще «Бурановских», соответственно дешевле.

«Буран» - вариаторы, разработанные для одноименного снегохода (этой разработке уже 40лет) и рассчитанные  на работу с двигателем до 35л.с.  Вариатор адаптирован для буксировщика и эти модели можно назвать «неубиваемыми» - они имеет большой ресурс, и обладают лучшими характеристиками. «Расходный» материал здесь - это ремень, не надо забывать об этом, и покупая такой буксировщик необходимо по возможности приобретать дополнительный ремень привода.

 

Снегоходы ОАО «Русская механика» г.Рыбинск

 Производство снегоходов в г.Рыбинск основано в 1971г. Первая и всем известная модель снегохода «Буран», выпускается и по сей день, празднуя в этом году 40-летний юбилей. На сегодняшний день это единственный производитель снегоходов в России. Модельный ряд насчитывает 9 машин.

Принципиально снегоходы отличаются своей компоновкой

1.     Одна лыжа, две гусеницы - эта схема сегодня осталась только на Буране

Преимущества такой схемы - непревзойденная проходимость по глубокому снегу, благодаря большой площади опоры гусениц. Также такая схема более предпочтительна для движения по лесу. За свои характеристики Буран полюбили охотники, лесники, связисты, полярники. Минус такой схемы плохая управляемость.

 2.     Две лыжи, одна гусеница - эта самая распространенная схема компоновки снегоходов сегодня.

 

Преимуществом такой схемы является хорошая управляемость, устойчивость, комфортное движение снегохода.

Существуют следующие стандарты ширины гусениц: 380, 500 и 600мм. В модельной линейке «Рыбинских» снегоходов присутствуют все типы гусениц.

Так, например, модель TIKSI с гусеницей 380х3170мм. Назначение модели: туризм, активный отдых, снегоход для начинающих.

Серия снегоходов TAYGA оснащается гусеницей 500х3937мм (ширина гусеницы, мм х общая длинна гусеницы, мм - общепринятые обозначения).

У модели TAYGA PATRUL размер гусеницы составляет 600х3937мм.

Все снегоходы серии TAYGA относятся категории «утилитарный снегоход многоцелевого использования». Все оснащаются двухтактным двигателем воздушного охлаждения, имеют пониженную передачу для буксировки тяжелых прицепов и заднюю передачу. Тип сцепления вариатор.